Основы программирования на C++, PASCAL
S:=N Mod 10+N Div Power(10,Digits(N)-1);
WriteLn('Искомая сумма:',S)
End.
{$l <имя файла>} — это директива компилятора (псевдокомментарий), позволяющая в данное место текста программы вставить содержимое файла с указанным именем.
Файлы с расширением inc можно накапливать на магнитном диске, формируя таким образом личную библиотеку подпрограмм.
Внешние процедуры создаются и внедряются в использующие их программы точно так же, как и функции в рассмотренном примере.
Создание и использование модулей. Далее речь пойдет о модулях: их структуре, разработке, компиляции и использовании.
Модуль — это набор ресурсов (функций, процедур, констант, переменных, типов и т.д.), разрабатываемых и хранимых независимо от использующих их программ. В отличие от внешних подпрограмм модуль может содержать достаточно большой набор процедур и функций, а также других ресурсов для разработки программ. В основе идеи модульности лежат принципы структурного программирования. Существуют стандартные модули Турбо Паскаля (SYSTEM, CRT, GRAPH и т.д.), справочная информация по которым дана в приложении.
Модуль имеет следующую структуру:
Unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
Interface
{интерфейсная часть)
Implementation
{раздел реализации)
Begin
{раздел инициализации модуля}
End.
После служебного слова Unit записывается имя модуля, которое (для удобства дальнейших действий) должно совпадать с именем файла, содержащего данный модуль. Поэтому (как принято в MS DOS) имя не должно содержать более 8 символов.
В разделе Interface объявляются все ресурсы, которые будут в дальнейшем доступны программисту при подключении модуля. Для подпрограмм здесь лишь указывается полный заголовок.
В разделе Implementation описываются все подпрограммы, которые были ранее объявлены. Кроме того, в нем могут содержаться свои константы, переменные, типы, подпрограммы и т.д., которые носят вспомогательный характер и используются для написания основных подпрограмм. В отличие от ресурсов, объявленных в разделе Interface, все, что дополнительно объявляется в Implementation, уже не будет доступно при подключении модуля. При описании основной подпрограммы достаточно указать ее имя (т.е. не требуется полностью переписывать весь заголовок), а затем записать тело подпрограммы.