Основы программирования на C++, PASCAL
Чаще всего аргументы представляются как параметры-значения (хотя могут быть и параметрами-переменными). А для передачи результатов используются параметры-переменные.
Процедура в качестве результата может передавать в вызывающую программу множество значений (в частном случае — одно), а может и ни одного. Теперь рассмотрим правила обращения к процедуре. Обращение к процедуре производится в форме оператора процедуры (рис. 28).
Если описана процедура с формальными параметрами, то и обращение к ней производится оператором процедуры с фактическими параметрами. Правила соответствия между формальными и фактическими параметрами: соответствие по количеству, соответствие по последовательности и соответствие по типам.
Первый вариант взаимодействия формальных и фактических параметров называется передачей по значению: вычисляется значение фактического параметра (выражения) и это значение присваивается соответствующему формальному параметру. Второй вариант взаимодействия называется передачей по имени: при выполнении процедуры имя формальной переменной заменяется на имя соответствующей фактической переменной (в откомпилированной программе имени переменной соответствует адрес ячейки памяти).
В рассмотренном нами примере формальные параметры М и N являются параметрами-значениями. Это аргументы процедуры. При обращении к ней первый раз им соответствуют значения выражений а + b и abs (а - b); второй раз — с и а • b. Параметр K является параметром-переменной. В ней получается результат работы процедуры. В обоих обращениях к процедуре соответствующим фактическим параметром является переменная с. Через эту переменную основная программа получает результат.
Теперь рассмотрим другой вариант программы, решающей ту же задачу. В ней используется процедура без параметров.
Program NOD2;
Var A,B,K,M,N: Integer;
Procedure Evklid;
Begin
While M<>N Do
If M>N
Then M:=M-N
Else N:=N-M;
K:=M
End;
Begin
Write('a=');
ReadLn(A);
Write('b=');
ReadLn(B);
M:=A+B;
N:=Abs(A-B);
Evklid;
M:=K;
N:=A*B;
Evklid;
WriteLn('HOД равен',K)
End.
Чтобы разобраться в этом примере, требуется объяснить новое для нас понятие: область действия описания.
Областью действия описания любого программного объекта (переменной, типа, константы и т.д.) является тот блок, в котором расположено это описание