Программирование на JAVA

Навигация

Лекция 1. Что такое Java? История создания

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Лекция 2. Основы объектно-ориентированного программирования

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Лекция 3. Лексика языка

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

Лекция 4. Типы данных

69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Лекция 5. Имена. Пакеты

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Лекция 6. Объявление классов

109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128

Лекция 7. Преобразование типов

129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144

Лекция 8. Объектная модель в Java

145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160

Лекция 9. Массивы

161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Лекция 10. Операторы и структура кода. Исключения

175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Лекция 11. Пакет java.awt

196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224

Лекция 12. Потоки выполнения. Синхронизация

225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241

Лекция 13. Пакет java.lang

242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260

Лекция 14. Пакет java.util

261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286

Лекция 15. Пакет java.io

287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314

Лекция 16. Введение в сетевые протоколы

315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344

Результатом будет:

true true

To есть в случае, когда строка конструируется из констант, известных уже на момент компиляции, оптимизатор также подставляет один и тот Же объект.

Если же строка создается выражением, которое может быть вычис­лено только во время исполнения программы, то оно будет порождать но­вый объект:

String s1="abc"; String s2="ab"; print(s1==(s2+"c"));

Результатом будет false, так как компилятор не может предсказать результат сложения значения переменной с константой.

В классе String определен метод intern(), который возвращает один и тот же объект-строку для всех экземпляров, равных по значению. То есть если для ссылок s1 и s2 верно выражение s1 .equals(s2), то верно и Sl.intern()==s2. intern().

Разумеется, в классе переопределены методы equals() и hashCode(). Метод toStringO также переопределен и возвращает он сам объект-строку, 10 есть для любой ссылки s типа String, не равной null, верно выражение s~=s.toString().

Класс Class

Наконец, последний класс, который будет рассмотрен в этой лекции.

Класс Class является метаклассом для всех классов Java. Когда JVM загружает файл .class, который описывает некоторый тип, в памяти со­здается объект класса Class, который будет хранить это описание.

Например, если в программе есть строка

Point p=new Point(1,2);

то это означает, что в системе созданы следующие объекты:

1. объект типа Point, описывающий точку (1,2);

2. объект класса Class, описывающий класс Point;

3. объект класса Class, описывающий класс Object. Поскольку класс Point наследуется от Object, его описание также необходимо;

4. объект класса Class, описывающий класс Class. Это обычный Java-класс, который должен быть загружен по общим правилам.

Одно из применений класса Class уже было рассмотрено — исполь­зование метода getClass() класса Object. Если продолжить последний пример с точкой:

Class cl=p.getClass(); // это объект №2 из списка Class cl2=cl.getClass(); // это объект №4 из списка Class cl3=cl2.getClass(); // опять объект №4

Выражение cl2==cl3 верно.

Другое применение класса Class также приводилось в примере при­менения технологии reflection.

Кроме прямого использования метакласса для хранения в памяти описания классов, Java использует эти объекты и для других целей, кото­рые будут рассмотрены ниже (статические переменные, синхронизация статических методов и т.д.).

Заключение

Типы данных - одна из ключевых тем курса. Невозможно написать ни одной программы, не используя их. Вот список некоторых операций, где применяются типы:

• объявление типов;

• создание объектов;

• при объявлении полей — тип поля;

• при объявлении методов — входные параметры, возвращаемое значение;

• при объявлении конструкторов — входные параметры;

• оператор приведения типов;

• оператор instanceof;

• объявление локальных переменных;

• многие другие — обработка ошибок, import-выражения и т.д. Принципиальные различия между примитивными и ссылочными

типами данных будут рассматриваться и дальше по ходу курса. Изучение объектной модели Java даст основу для более подробного изложения объ­ектных типов — обычных и абстрактных классов, интерфейсов и масси­вов. После приведения типов будут описаны связи между типом перемен­ной и типом ее значения.

В обсуждении будущей версии Java 1.5 упоминаются темплейты (templates), которые существенно расширят понятия типа данных, если действительно войдут в стандарт языка.

В лекции было рассказано о том, что Java является строго типизиро­ванным языком, то есть тип всех переменных и выражений определяется уже компилятором. Это позволяет существенно повысить надежность и качество кода, а также делает необходимым понимание программистами объектной модели.

Все типы в Java делятся на две группы — фиксированные простые, или примитивные, типы (8 типов) и многочисленная группа объектных типов (классов). Примитивные типы действительно являются хранили­щами данных своего типа. Ссылочные переменные хранят ссылку на не­который объект совместимого типа. Они также могут принимать значе­ние null, не указывая ни на какой объект. JVM подсчитывает количество ссылок на каждый объект и активизирует механизм автоматической сбор­ки мусора для удаления неиспользуемых объектов.

Были рассмотрены переменные. Они характеризуются тремя основ­ными параметрами - имя, тип и значение. Любая переменная должна быть объявлена и при этом может быть инициализирована. Возможно ис­пользование модификатора final.

Примитивные типы состоят из пяти целочисленных, включая сим­вольный тип, двух дробных и одного булевского. Целочисленные литера­лы имеют ограничения, связанные с типами данных. Были рассмотрены все операторы над примитивными типами, тип возвращаемого значения и тонкости их использования.

Затем изучались объекты, способы их создания и операторы, выполня­ющие над ними различные действия, в частности принцип работы оператора instanceof. Далее были рассмотрены самые главные классы в Java -Object, Class, String.

Вариант 1

1.   Каков будет результат следующего примера? byte b=3; int c=b; С++;

print(++b==c);

□ true

□ false

2.       Каким будет результат следующих действий? 1/2 1./2 1/2. 1./2.

□ все операции дадут 0.5

□ все операции дадут 0

□ 0,0.5,0,0.5

□ 0,0.5,0.5,0.5

3.       Эквивалентны ли две приведенные ниже операции над ссылочными переменными х1 и х2 (5отеС1азз2 - тип переменной х2)?

х1 тз1апсео!8отеС1азз2

х1.деГС1а88().дет.№те().еяиа18(х2.деГС1а88().дет.№те())

□ да

□ нет

Курс

Программирование на Java

Вариант 2

Вариант 3

1.       Каков будет результат следующего примера? Point р = new Point(1, 2);

int а=р.х;

р = new Point(3, 4); print(a);

□ 1

□ 2

□ 3

□ 4

2.       Каков будет результат следующих действий? double х=2./0;

double у=-1/0.; print(x+y);

□ POSITIVEJNFINITY

□ о

□ NaN

3.       Могут ли следующие выражения вернуть значения false?

a) x.toString() instanceof String

b) (x+"") instanceof String

□        оба выражения возвращают только true

Г"!   первое выражение вернет false, если х равен null, второе возвращает только true

Г~|   оба выражения вернут false, если х равен null

□        первое выражение вернет null, если х ссылается на объект, порожденный от класса с переопределенным методом toStringt), который возвращает null, второе выражение возвращает только true

1.   Каков будет результат следующего примера? Point р1 = new Point(3, 4); Point р2 = р1; р1.х=5;

р1 = new Point(4, 4); print(p2.x-p1 .х);

□ -1

□ о

□ 1

2.   Каким будет результат следующей строки (код символа восклицательного знака 33)? print("Hello"+'!');

□ "Hello!"

□ "НеІІоЗЗ"

Щ.   Каков будет результат следующих действий? Point р1 = new Point(2, 3); Point р2 = new Point(2, 3); print(p1==p2); p2=p1; p1.x=3; print(p1==p2);

□ true; true

□ true; false

□ false; true

□ false; false