Программирование на JAVA

Навигация

Лекция 1. Что такое Java? История создания

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Лекция 2. Основы объектно-ориентированного программирования

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Лекция 3. Лексика языка

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

Лекция 4. Типы данных

69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Лекция 5. Имена. Пакеты

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Лекция 6. Объявление классов

109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128

Лекция 7. Преобразование типов

129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144

Лекция 8. Объектная модель в Java

145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160

Лекция 9. Массивы

161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Лекция 10. Операторы и структура кода. Исключения

175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Лекция 11. Пакет java.awt

196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224

Лекция 12. Потоки выполнения. Синхронизация

225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241

Лекция 13. Пакет java.lang

242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260

Лекция 14. Пакет java.util

261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286

Лекция 15. Пакет java.io

287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314

Лекция 16. Введение в сетевые протоколы

315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344

}

} else {

if (filter.accept(file))

output.println("\t" + file.getCanonicalPath());

}

}

public static void main(String[] args) { class NameFilter implements FileFilter { private String mask; NameFilter(String mask) { this.mask = mask;

}

public boolean accept(File file){

return (file.getName().indexOf(mask)!=-1 )?true:false;

}

}

File pathFile = new File("."); String filterString = ".Java"; try{

FileFilter filter = new NameFilter(filterString); findFiles(pathFile, filter, System.out); } catch(Exception e) { e.printStackTrace();

}

System.out.println("work finished");

}

}

При выполнении этой программы на экран будут выведены названия (в каноническом виде) всех файлов, с расширением .Java, содержащихся в текущем каталоге и всех его подкаталогах.

Для определения того, что файл имеет расширение .Java, использо­вался интерфейс FileFilter с реализацией в виде внутреннего класса NameFilter. Интерфейс FileFilter определяет только один метод accept, возвращающий значение, определяющее, попадает ли переданный файл в условия фильтрации. Помимо этого интерфейса, существует еще одна разновидность интерфейса фильтра — FilenameFilter, где метод accept определен несколько иначе: он принимает не объект файла к проверке, а объект File, указывающий на каталог, где находится файл для проверки, и строку его названия. Для проверки совпадения, с учетом регулярных вы­ражений, нужно соответствующим образом реализовать метод accept. В конкретном приведенном примере можно было обойтись и без использо-

Курс

Программирование на Java

Лекция 15

naKeTJava.io

вания интерфейсов FileFilter или FilenameFilter. На практике их можно использовать для вызова методов list объектов File — в этих случаях будут возвращены файлы с учетом фильтра.

Также класс File предоставляет возможность получения некоторой информации о файле.

• Методы canRead и canWrite — возвращается boolean значение, можно ли будет приложению производить чтение и изменение со­держимого из файла, соответственно.

• getName - возвращает строку — имя файла (или каталога).

• getParent, getParentName - возвращают каталог, где файл нахо­дится в виде строки названия и объекта File, соответственно.

• getPath - возвращает путь к файлу (при этом в строку преобразу­ется абстрактный путь, на который указывает объект File).

• isAbsolutely - возвращает boolean значение, является ли абсолют­ным путь, которым указан файл. Определение, является ли путь абсолютным, зависит от системы, где запущена Java-машина. Так, для Windows абсолютный путь начинается с указания диска, либо символом '\'. Для Unix абсолютный путь начинается символом '/'.

• isDirectory, isFile — возвращает boolean значение, указывает ли объект на каталог либо файл, соответственно.

• isHidden - возвращает boolean значение, указывает ли объект на скрытый файл.

• lastModified - дата последнего изменения.

• ength — длина файла в байтах.

Также можно изменить некоторые свойства файла — методы setReadOnly, setLastModified, назначение которых очевидно из назва­ния. Если нужно создать файл на диске, это позволяют сделать методы createNewFile, mkDir, mkDirs. Соответственно, createNewFile создает пустой файл (если таковой еще не существует), mkDir создает каталог, если для него все родительские уже существуют, a mkDirs создаст каталог вместе со всеми необходимыми родительскими.

Файл можно и удалить — для этого предназначены методы delete и deleteOnExit. При вызове метода delete файл будет удален сразу же, а при вызове deleteOnExit по окончании работы Java-машины (только при кор­ректном завершении работы) отменить запрос уже невозможно.

Таким образом, класс File дает возможность достаточно полного уп­равления файловой системой.

Класс RandomAccessFile

Этот класс реализует сразу два интерфейса - Datalnput и DataOutput — следовательно, может производить запись и чтение всех примитивных типов Java. Эти операции, как следует из названия, производятся с фай­лом. При этом их можно производить поочередно, произвольным образом перемещаясь по файлу с помощью вызова метода seek(long) (переводит на указанную позицию в файле). Узнать текущее положение указателя в файле можно вызовом метода getFilePointer.

При создании объекта этого класса конструктору в качестве парамет­ров нужно передать два параметра: файл и режим работы. Файл, с которым будет проводиться работа, указывается либо с помощью String — название файла, либо объектом File, ему соответствующим. Режим работы (mode) -представляет собой строку либо "г"(только чтение), либо "пл/"(чтение и за­пись). Попытка открыть несуществующий файл только на чтение приведет к исключению FileNotFoundException. При открытии на чтение и запись он будет незамедлительно создан (или же будет брошено исключение FileNotFoundException, если это невозможно осуществить).

После создания объекта RandomAccessFile можно воспользоваться методами интерфейсов Datalnput и DataOutput для проведения с файлом операций считывания и записи. По окончании работы с файлом его сле­дует закрыть, вызвав метод close.

Заключение

В данной лекции вы познакомились с таким важным понятием, как потоки данных (stream). Потоки являются очень эффективным способом решения задач, связанных с передачей и получением данных, независимо от особенностей используемых устройств ввода/вывода. Как вы теперь знаете, именно в пакете java.io содержатся стандартные классы, решаю­щие задачи обмена данными в самых различных форматах.

Были описаны базовые классы байтовых потоков InputStream и OutputStream, а также символьных потоков Reader и Writer. Все классы потоков явным или неявным образом наследуются от них. Краткий обзор показал, для чего предназначен каждый класс, как с ним работать, какие классы не рекомендованы к использованию. Изучено, как передавать в потоки значения примитивные типов Java. Особое внимание было Уделено операциям с объектами, для которых существует специальный механизм сериализации.

Наконец, были описаны классы для работы с файловой системой -

File и RandomAccessFile.


Подпись:

Вариант 1

1.       Какие источники могут использоваться классами стандартных входных потоков java в качестве источника данных?

Г"1   файл - представляется объектом класса File

Г~1   массив - представляется массивом byte[] или char[]

□       строка - представляется объектом String

Г"1   сетевое соединение - входной поток получается вызовом getlnput-StreamO у объекта класса java.net.Socket

П   сетевое соединение - объект класса java.net.URL

2.       От какого класса наследуются InputStream и OutputStream?

□ lOStream

□ AbstractStream

□ lOWriter

□ Object

3.       Если вызвать write(0x01234567) у экземпляра OutputStream, то в каком порядке и какие байты будут записаны

в выходной поток?

□ 0x01,0x23,0x45,0x67

□ 0x67, 0x45, 0x23, 0x01

□ только 0x01

□ только 0x67

Курс

Пакет java.io

Вариант 2

Вариант 3

1.      Какие классы предоставляют методы для записи в поток двоичного представления значений примитивных типов Java?

Q   DataOutputStream

□ OutputStream

□ SimpleOutputStream

□ ObjectOutputStream

2.       Что произойдет при попытке к одному объекту PipedWriter несколько раз присоединять объекты PipedReader?

П   при попытке присоединить более одного PipedReader будет брошено исключение lOException, но только в том случае, если предпринята попытка присоединить PipedReader, отличный от уже подключенного

П   при попытке присоединить более одного PipedReader будет брошено исключение lOException, даже в том случае, если производится попытка несколько раз присоединить один и тот же объект PipedReader

3.   Какая кодировка используется классом OutputStreamWriter по умолчанию?

Г~!   используемая кодировка зависит от системы, где запущена Java-машина

Г~1   спецификацией Java не оговаривается кодировка, используемая по умолчанию, но точно известно, что jdk, поставляемая Sun, использует KOI-8

1.      Какое значение следует передать методу seek() объекта RandomAccessFile, чтобы последний байт файла был считан одиночным вызовом read()? Узнать длину файла, на который указывает объект RandomAccessFile, можно путем вызова метода length().

□ randomAccess-File.length()

□ randomAccess-File.length()-1

□ randomAccess-File.length()-2

2.       Какие методы объявлены в интерфейсе Serializable?

Г~1   в интерфейсе Serializable не определено ни одного метода П   Serializable определяет два абстрактных метода - readObject() и writeObjectO

Г~1   Serializable - это класс, в котором есть только конструктор без параметров

3.       Что произойдет, если, используя ObjectOutputStream, записать в файл значения типов long, int, byte именно в таком порядке, а считать в обратном, используя DatalnputStream?

Г"1   ошибка на этапе компиляции, так как нельзя настраивать

DatalnputStream на данные, записанные с помощью

ObjectOutputStream □   несоответствие форматов ObjectOutputStream и DatalnputStream

проявится только во время выполнения, что приведет

к возникновению исключения lOException Г~1   все пройдет успешно, но полученные значения byte, int и long

могут (точнее, будут) отличаться от тех, которые были записаны