Программирование на JAVA

Навигация

Лекция 1. Что такое Java? История создания

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Лекция 2. Основы объектно-ориентированного программирования

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Лекция 3. Лексика языка

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

Лекция 4. Типы данных

69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Лекция 5. Имена. Пакеты

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Лекция 6. Объявление классов

109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128

Лекция 7. Преобразование типов

129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144

Лекция 8. Объектная модель в Java

145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160

Лекция 9. Массивы

161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Лекция 10. Операторы и структура кода. Исключения

175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Лекция 11. Пакет java.awt

196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224

Лекция 12. Потоки выполнения. Синхронизация

225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241

Лекция 13. Пакет java.lang

242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260

Лекция 14. Пакет java.util

261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286

Лекция 15. Пакет java.io

287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314

Лекция 16. Введение в сетевые протоколы

315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344

развитие системы, добавление новых воз­можностей и изменение старых, помогают обеспечивать минимальную связность между частями системы, то есть повышают модульность. Также

ia4Hbie технические решения можно многократно использовать в раз­личных системах, сокращая и упрощая процесс их создания.

Для достижения таких важных целей требуется не только знание java, но и владение объектно-ориентированным подходом, основными способами проектирования систем и проверки качества архитектурных решений. Платформа Java является основой и весьма удобным инстру­ментом для применения всех этих технологий.

Заключение

В этой лекции были рассмотрены особенности объектной модели java. Это, во-первых, статические элементы, позволяющие использовать интерфейс класса без создания объектов. Нужно помнить, что, хотя дтя об­ращения к статическим элементам можно задействовать ссылочную пере­менную, на самом деле ее значение не используется, компилятор основыва­ется только на ее типе.

Для правильной работы со статическими элементами вводятся по­нятия статического и динамического контекста.

Далее рассматривалось использование ключевых слов this и super. Выражение this предоставляет ссылку, указывающую на объект, в контек­сте которого оно встречается. Эта конструкция помогает избегать кон­фликтов имен, а также применяется в конструкторах.

Слово super позволяет задействовать свойства родительского клас­са, что необходимо для реализации переопределенных методов, а также в конструкторах.

Затем было введено понятие абстрактного метода и класса. Абст­рактный метод не имеет тела, он лишь указывает, что метод с такой сигнатурой должен быть реализован в классе-наследнике. Поскольку °Я не имеет собственной реализации, классы с абстрактными метода-Ми также должны быть объявлены с модификатором abstract, который Указывает, что от них нельзя порождать объекты. Основная цель абст­рактных методов — описать в родительском классе как можно больше °бщих свойств наследников, пусть даже и в виде заголовков методов без реализации.

Следующее важное понятие — особый тип в Java, интерфейс. Его еЩе называют полностью абстрактным классом, так как все его методы °бязательно абстрактные, а поля final static. Соответственно, на основе "^ерфейсов невозможно создавать объекты.

Интерфейсы являются альтернативой множественному наследова-Классы не могут иметь более одного родителя, но они могут реали-■^Вывать сколько угодно интерфейсов. Таким образом, интерфейсы опи­

сывают общие свойства классов, не находящихся на одной ветви дерев- наследования.                                                                                                                         '

Наконец, важным свойством объектной модели является полимор. физм. Было подробно изучено поведение полей и методов, как статичес ких, так и динамических, при переопределении. Что позволило перейти к вопросу соответствия типов переменной и ее значения.

Вариант 1

^    Предположим, вы моделируете автомобиль, описывая его свойства в формате Java-класса. Какие из следующих полей нужно объявить динамическими?

Г*1   количество колес автомобиля

Г*1   необходимое количество колес, полагающееся по проектной документации

Q   максимально допустимая масса для этого класса автомобилей

f*l   максимально большое количество пассажиров, когда-либо одновременно перевозимых автомобилем

□ дата начала выпуска автомобилей

□ дата выпуска автомобиля

2.      Можно ли при переопределении некоторого абстрактного метода perforino использовать выражение

super, perforino?

□      да П    нет

3.      Для каких элементов класса работает полиморфизм?

Г~1  динамические поля

П    статические поля

П    динамические методы

П    статические методы

Вариант 2

1.       Предположим, вы моделируете автомобиль, описывая его свойства в формате Java-класса. Какие из следующих полей нужно объявить статическими?

П   количество колес автомобиля

П   необходимое количество колес, полагающееся по проектной документации

П   максимально допустимая масса для этого класса автомобилей

П   максимально большое количество пассажиров, когда-либо одновременно перевозимых автомобилем

П   дата начала выпуска автомобилей

П   дата выпуска автомобиля

2.       Можно ли при наследовании не реализовывать абстрактный метод родительского класса?

П   можно

П   можно, если наследник также abstract П   нельзя

3.       Может ли переменная иметь тип абстрактный класс? Интерфейс?

□ да, да

□ да, нет

□ нет, да

□ нет, нет

Вариант 3

1    Корректно ли следующее обращение к переменной X? public class Test {

static void performO {

}

private Test x;

public static void ma in (String s[]) {

x.perform(); // корректно ли это выражение?

}

}

□ да

□ нет

2.   Если имеется переменная типа абстрактный класс, можно ли с ее помощью обращаться к абстрактным методам этого класса?

П   можно

Г"|   можно, но если ее значение будет равно null, то возникнет

ошибка времени исполнения О   нельзя

Какое значение появится на консоли после выполнения следующей программы? public class Parent { int x = 2;

public void print() {

System. out. println(x) ;

}

public class Child extends Parent { intx = 3;

public static void main(String s[]) { ^              new Child().print();

}

□ 0

□ 2

□ 3